WEB 2.0 и создание сайта

Дата: февраль 2009

Автор: Богдан Олександрук

 

Уфф. Начитался столько ахинеи под заголовками типа «9 советов как создать дизайн в стиле Web 2.0» с каким-то бредом про количество колонок, шапки и т. п. Короче, повторяют все то же, но уже под соусом Web 2.0. А еще одни и те же заезженные цитаты О’Рейли о синдикации, RSS и социализации. Иногда складывается впечатление, что размещение облака тегов при создании сайта — это просто вершина достижений веба, практически визитка Web 2.0. Может, посмотрим, что еще веб-разработчик мог бы предложить для Web 2.0?

 

Ни у кого не вызывает изумление тот факт, что в лесу или в горах, да и вообще в незнакомой местности естественно передвигаться по протоптанным тропинкам. Особенно, когда необходимо куда-то добраться, а не просто побродить в глуши. Редко кому приходит в голову ломиться через лес, руководствуясь мыслью, мол, а вдруг именно там находится то, что я ищу, ведь я индивидуален и тропинки мне вообще не указ.

 

Обычно всем нужно в одни и те же места, и это удивления не вызывает, иначе не было бы в мире никаких дорог. Но вот с сайтами по какой-то парадоксальной случайности все выглядит часто иначе. Несмотря на кучу шума про Web 2.0 архитектура сайтов часто напоминает архитектуру пешеходных дорожек в советские времена, предполагая, что все шагают строем и сворачивают только на 90 градусов. А все «незаконные» тропинки будут ежедневно старательно перекапывать дворники.

 

При создании сайта и проектировании навигации — мы повторяем тех самых архитекторов, которые «лучше знают» как должны ходить пешеходы по нашему сайту. Вы хотя бы подозреваете о том, какая часть посетителей вашего сайта не нашла то, что искала или нашла не все, что могло бы заинтересовать. «Это» было на нашем сайте, но Оно лежало так, что посетитель просто не столкнулся в Ним. Обидно? Причем всем.

 

Создание сайта для Web 2.0 предполагает большую ориентированность на живого посетителя? Окей! Тогда почему бы не вовлечь посетителя в формирование навигации сайта, сделать сайт слегка «жидким» и позволить прокладывать тропинки? Почему бы не выяснить текущие интересы посетителя сайта и предложить ему СРАЗУ то за чем он пришел? Почему бы не сделать интернет-магазин более простым для общения покупателей, разве мы ходим в пустынные магазины? Почему бы не вовлечь покупателей в управление ассортиментом? В конце концов, почему бы клиенту не дать возможность предлагать свою цену за товар, вместо номинальной, поторговаться? Может, он купил бы по этой цене, причем сразу 10 единиц, а вы продали бы, вместо этого покупатель ушел?

 

Итак, какими же могут быть сайты Web 2.0? Или Web 2.0 — это не более чем социальные сети, «облака тегов» и AJAX, влепленный куда попало, как жалкое подобие фреймов? По-моему, все уже давно придумано в реальной жизни, осталось только немного подсмотреть в замочную скважину…

 

Чтобы уже прямо сегодня сделать наши сайты более эффективными космических технологий не нужно. Что значит эффективными? Имею ввиду, не «впарили» больше ненужного товара, а быстрее помогли найти посетителю то, что нужно. Для меня, эффективный — это реализация принципа «пришел и сразу нашел». Не люблю часами ходить по магазинам что-то искать, выбирать. Зато люблю находить сразу то, что ищу, причем ни где-нибудь, а прямо при входе в магазин. Если найду то, что искал сразу, буду больше расположен посмотреть или купить что-то еще.

 

 

Тропинки и Web 2.0

Тропинки — это места, где отчетливо видны следы от ботинок 45-го размера. Причем, много следов. Вроде бы тривиальная вещь, тропинка — на самом деле это чудо коллективного сознания. Кто ходил в горах знает, что тропинки удивительно оптимально проложены и без геодезических приборов.

 

Чтобы наш сайт тоже можно было смело топтать и оставлять тропинки многого не нужно, достаточно собирать обыкновенную статистику посещений. По сути, для каждой страницы сайта нам нужно знать одну вещь — где чаще всего бывали те, кто заходили на эту страницу. Нам нужно знать, куда посетители с этой страницы еще добирались и отсеять страницы, которые уже присутствуют в стандартной навигации. Т.е. нам нужна статистика «те, кто смотрел эту страницу также смотрели…» и предоставлять наиболее «протоптанные» варианты ссылок. Просто? Как сельские грабли (не наступить бы).

 

Кстати, ссылки с разной важностью можно разделить на группы, например, оттенками цвета. Важность — в смысле частота переходов, и, как вариант, время просмотра страницы. Не исключено, что такой элемент навигации при создании сайта визуально стоит выделить, как более приоритетный, по сравнению со стандартной навигацией.

 

Итак, «тропинки» неплохо бы включить в арсенал создания сайта Web 2.0!

 

 

Чей будешь?

Много говорят о персонализации сайтов, о том, что где-то глобально важно вести учет интересов посетителя и как-то на них реагировать, мол, это и будет Web 2.0. С другой стороны, что нам с того, что этот посетитель в 6-м классе крепко интересовался шашками и любит дайвинг, если сейчас он ищет информацию об установке пожарной сигнализации? Мы должны предоставить ему информацию именно в ключе его сиюминутного интереса. Как?

 

 

Я из поисковой

Что может узнать разработчик сайта об интересах посетителя, пришедшего к нам на сайт? Так, основной трафик идет с поисковых систем. Условно без труда можем определить поисковую фразу, по которой пришел к нам посетитель, читая переменную HTTP_REFERER. А это уже много. Если это «пожарная сигнализация», то мы можем предложить ему с сайта другие страницы по этой теме. Для этого не нужно создавать ничего нового, достаточно использовать уже имеющийся на сайте функционал поиска по сайту. Лишь бы поиск по сайту не был «деревянным», а лояльно относился к падежам, множественному числу и считал релевантность (FarbaSite CMS, по крайней мере, обладает механизмами для работы морфологическими особенностями русского и украинского языков).

 

Такой подход весьма кстати, ведь поисковые системы выдают наиболее релевантную страницу, а это часто бывает не та страница, которая наиболее полно описывает нужную тему, а просто страница сайта с высоким PR, например, главная страница сайта. Вы часто встречали сайты, где можно получить исчерпывающую информацию по теме на главной странице?

 

 

Мне вас порекомендовали

Что мы сходу знаем о посетителе, который пришел к нам не с поисковой системы, а с другого сайта, кроме версии браузера и глубины цвета его монитора? Мы знаем страницу, с которой он пришел, а значит, у нас есть точка опоры и мы можем перевернуть Землю.

 

Что я имею ввиду? Землю пока оставим в покое, зато мы можем отыскать на этой странице ссылку, которой нас процитировали. Вряд ли там 10 ссылок на наш сайт, скорее одна, наверняка, именно на нее и кликнул наш посетитель. Текст этой ссылки — это уже почти поисковая фраза. Например, «подробно о помидорах Кепкина» (чтобы не писать Пупкина или Путина). Неплохо, мы можем предложить посетителю все помидоры нашего сайта, используя тот же поисковый механизм.

 

Конечно, иногда текстом ссылки может быть просто URL нашего сайта или слова «здесь», «подробнее». Не страшно, тогда мы можем получить частотную картину слов всей страницы, и выбрать ядро — самые часто встречающиеся. Очень вероятно, что это будут те же «помидоры» (если цитата естественная, а не после прогона сайта по серо-малиновым каталогам). Получить частотную картину, звучит сложно? Ничего экстраординарного тут нет, по крайней мене, FarbaSite CMS умеет это делать.

 

 

Инкогнито

Если нам неизвестно откуда пришел посетитель, скорее всего он набрал адрес нашего сайта в браузере или воспользовался закладкой браузера. Скорее всего, этот посетитель или мастер в подборе доменных имен или он уже был на нашем сайте. Во втором случае нам нужно всего-навсего «вспомнить» его интересы при предыдущих посещениях, например по IP (если не динамический) или cookies.

 

Что ж, правильно встречать гостя — еще один прием для создания сайта в стиле Web 2.0.

 

 

Чего надо?

Когда ко мне домой приходит гость, о котором мне ничего не известно, я пытаюсь методом проб определить его интересы. Хочешь то, а, может, хочешь это…. Как только я нащупал интерес, мои предложения будут более адекватными, нежели случайными. Как создать сайт, который будет узнавать интересы нашего посетителя, не спрашивая его об этом прямо (дело не в стеснении, просто заполнять формы у нас не любят)?

 

Во-первых…

… — это поисковая фраза, о которой мы уже говорили и информация о странице, с которой перешел посетитель.

 

Во-вторых…

… — тексты ссылок. Если посетитель нажал у нас на сайте на ссылку «башенные краны», то, по-видимому, они его как-то привлекают, тревожат его спокойствие. Тогда давайте тот час же на следующей странице предложим ему все, что у нас имеется на сайте о башенных кранах. Наверняка, он очень обрадуется такой сообразительности сайта. Как узнать, какой был текст ссылки? Не нужно никаких космических технологий, достаточно создать небольшой JavaScript, который отправляет на сервер нашему сайту текст нажатой ссылки перед тем, как начнет загружаться новая страница.

 

В-третьих…

… — у каждой страницы можно выделить ядро ключевых слов, которые встречаются на странице чаще всего. Зачем нам нужны все эти ядра? Ядро ключевых слов в каком-то смысле описывает главную суть страницы. Если ядро страницы «двери+межкомнатные+деревянные» то и без Оксфорда ясно, о чем тут речь. А если посетитель потратил больше 40 секунд на прочтение этой страницы, вероятнее всего, он все-таки интересуется межкомнатными дверями. Давайте тогда, предложим ему все, что у нас есть про межкомнатные двери на сайте спустя эти 40 секунд. Тут совершенно чудесно подойдет AJAX.

 

В упрощенном случае, можно вместо ядра ключевых слов использовать основной заголовок страницы.

 

Если на странице слишком много бесполезного пространства, можно не ждать 40 секунд, а сразу предложить другие страницы про межкомнатные двери в виде блока ссылок «Межкомнатные двери деревянные на сайте».

 

Создание умного сайта для Web 2.0.

 

 

Пустой супермаркет и при чем тут Web 2.0?

Представьте себе ситуацию, вы заходите в супермаркет, а там НИКОГО. Вот просто ни души, только вы и кассир. В общем, для многих ощущение несколько неуютное, задерживаться там явно не хочется. Покупатель инстинктивно увереннее себя чувствует, если в магазине еще есть люди, пусть немного, но они есть, ходят, покупают, разговаривают, живые, одним словом. Все это создает атмосферу благополучия, уверенности, расслабленности.

 

Так вот, захожу я в обычный интернет-магазин, а там никого, только я и товары, даже кассира еще поискать нужно. Разве не приятнее было бы покупать в этом магазине, если б я мог видеть, кто вот прямо сейчас, в эту секунду вместе со мной бродит по магазину, что смотрит, что кладет себе в корзину, мог бы перекинуться порой слов, выяснить понравилась ли ему вот эта новая электробритва? Кстати, форум тут явно неудобен, он слишком инертен, жди у моря погоды (молчу уже про регистрацию). А хочется прямо здесь и сейчас…

 

Люди разрабатывают новые летательные аппараты для космических полетов и при этом не могут нормально общаться с другими покупателями, которые сейчас зашли в тот же интернет-магазин. Странно? Но это очевидно задачи Web 2.0, которые мы можем реализовать уже прямо сегодня. Создание средств удобной коммуникации на сайте явно повысит конверсию интернет-магазина, более того, покупатели будут чаще совершать повторные покупки, т.к. магазин также будет и площадкой для продолжения общения. Вы приходите со знакомыми в кафе, вас на самом деле не мучает жажда, но вы все равно заказываете себе что-то попить, вы не голодны, но заказываете себе что-то поесть.

 

Фактически, интернет-магазин — это повод. Интернет-магазин парфюмерии — это отличный повод поговорить о парфюмерии и что-то купить, магазин чая — поговорить о чае и заказать чайный набор. Вы давно не заходили в свой любимый интернет-магазин аксессуаров? Вас неявно позовут туда другие посетители напоминанием на email о получении нового сообщения от старых знакомых с этого магазина.

 

Что ж, добавим и этот прием в арсенал для создания Web 2.0 сайтов.

 

 

Я нужен

Возможно, более уважительно к сильному женскому полу было бы написать «я нужна», пожалуйста, простите женщины. Тогда сложилось бы впечатление, что этот раздел только для женщин. Нет, тут гендерные отличия не имеют значение.

 

Так вот «быть нужным» — одна из важных потребностей человека. Вспомните как приятно, когда вы оказали кому-то услугу просто так, особенно, если это было не трудно. По-сути, на этом выросли ресурсы вроде Wikipedia. Прошу заметить, писать тексты для Wikipedia — не такое уж и простое занятие, но люди все равно пишут, т.е. энергия, направленная на реализацию «быть нужным» достаточно сильна. Давайте научим наши сайты реализовывать эту потребность с пользой для всех. Вот, к примеру, вы зашли в интернет-магазин парфюмерии и увидели свой любимый аромат. Но сейчас вы его не собираетесь покупать, вы зашли купить подарок мужу сестры. А теперь предположим, что одним кликом мышки вы можете выставить этот товар на главную страницу магазина, чтобы другие тоже обратили внимание на него и покупали этот товар чаще. Уже сама по себе эта возможность делает ваше присутствие в магазине очень значительным, магазин демонстрирует большое доверие вашему вкусу. И не так, важно, что уже следующий посетитель может заменить ваш порекомендованный товар своим.

 

Кроме того, это неплохой коммуникационный повод, посетители, увидев, что вы посоветовали остальным этот товар, могут написать вам свои сообщения, используя возможности сайта для коммуникации.

 

Вот, к примеру, есть масса интернет-магазинов с возможностью голосовать за товар. Товары, имеющие наибольшее количество голосов будут где-то выводиться. Но что дает такое голосование? Ваш голос растворится в массе голосов других посетителей, и, по сути, ничего не значит — вот, что демонстрирует вам такой сервис голосования. Посетителю нужно дать такой инструмент, результат которого он увидит немедленно — это и будет Web 2.0.

 
Цебер. Велика діжка з ручкою

© 2002–2008 Студия «Аналитик»™, Киев,

Богдан Олександрук.   Консалтинг создания сайтовСвязаться?

карта сайта